Тема:
Ой, ты Масленица!
Автор: Чудинова В.Ф. Группа: старшая логопедическая
Технологическая карта НОД по освоению образовательной области
Познавательное развитие
Тема: Ой, ты Масленица! |
Цель: Познакомить детей с историей возникновения праздника Масленица, с его традициями и обычаями. |
Задачи:
Обучающие:
1.Расширять знания и интерес детей к русским народным праздникам, традициям через знакомство с праздником Масленица;
2.Формировать навык давать полные ответы на поставленный вопрос.
Развивающие:
1.Развивать умение слушать и понимать взрослого;
2.Развивать познавательный интерес, двигательную активность, речь детей;
3.Стимулировать развитие логического мышления, памяти и внимания у детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать положительное отношение детей к ответам своего товарища;
2. Воспитывать уважение к народным традициям, родной культуре. |
Предварительная работа: Рассматривание репродукций картин Б.Кустодиева «Масленица», «Зима. Масленичное гулянье», С.Кожин «Масленица. Проводы», В.Суриков «Взятие снежного города».Просматривание дома мультика «Смешарики. Масленица» |
Планируемый результат: ребенок проявляет интерес и познавательную активность к русским народным праздникам, знает народные игры, рисунки детей кукла-масленица. |
Организация пространства |
Интегрируемые области |
Оборудование |
Ресурсы (литература) |
Художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие. |
Иллюстрации картин русских живописцев, кукла-масленица, проигрыватель для прослушивания праздничного колокольного звона, образцы солнца для рефлексии |
1.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры.- СПб.:Детство-пресс, 2000.
2.Интернет ресурсы. |
Этапы занятия |
Задачи |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Результат |
I этап «Психологический настрой», 1 мин. |
Создание атмосферы психологической безопасности, эмоциональной расположенности. |
Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов и т.д. |
Приветствуют воспитателя. |
Психологическая готовность к дальнейшему занятию. |
II этап «Вводно-организационный», 1 мин. |
Организация образовательного пространства |
Помощь в подготовке к занятию |
Занимают свои места |
Формальная готовность к дальнейшему занятию |
III этап «Мотивационно-побудительный», 2 мин. |
Формирование представлений о дальнейшей деятельности, создание мотивации для выполнения работы |
Читает стихотворение:
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Придает предстоящей деятельности личную значимость, задавая вопросы детям:
-Как Вы думаете, какая сегодня тема нашего занятия?
-Понравилось Вам стихотворение? |
Слушают стихотворение.
Отвечают на вопросы педагога |
Дети понимают тему дальнейшего занятия, у них сформирована внутренняя мотивация для дальнейшей деятельности, сформировано собственное отношение к произведению. |
IV этап «Актуализация имеющихся знаний», 4 мин. |
1. Актуализация имеющихся знаний
2.Формирование навыка полных ответов на поставленный вопрос |
Беседа о наблюдении, проводимом детьми:
-С каким настроением отмечали этот праздник, как веселились, развлекались?
-Что одевали и чем угощали гостей?
-Что является символом этого праздника?
-Что тебе понравилось из увиденного? |
Участвуют в беседе, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях |
Дети воспроизвели информацию, необходимую для дальнейшего успешного выполнения задания, формируется умение грамотно строить речевые высказывания. |
V этап «Расширение имеющихся представлений, восприятие и усвоение нового материала», 8 мин. |
Систематизация имеющихся знаний о празднике Масленица.
Развитие познавательного интереса. |
Рассказывает об истории возникновения Масленицы с обращением к иллюстрациям картин. Проводит пальчиковую гимнастику «Солнышко». Загадывает загадки. |
Слушают, наблюдают, сравнивают, рассматривают. Проговаривают и выполняют пальчиковую гимнастику «Солнышко». Отгадывают загадки.
Участвуют в обсуждении. |
Сформированы необходимые знания, понятия, представления. Развит познавательный интерес. |
VI этап «Динамическая пауза», 6 мин. |
Предупреждение утомляемости.
Познакомить с народными играми и забавами. |
Проводит подвижные игры «Вот так», «Звонарь». |
Выполняют физические упражнения, соблюдают правила игры. |
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Знакомство и разучивание народных игр. Получение нового игрового опыта. |
VII этап «Заключительный. Рефлексия», 3 мин. |
Обобщение полученного ребёнком опыта.
Формирование элементарных навыков самооценки. |
Завершение занятия стихами проводами Масленицы. Подведение итогов, индивидуально-коллективное обсуждение занятия.
Предлагает оценить эмоциональное состояние, выбрать солнце (печальное или весёлое) соответствующее их настроению. Предлагает нарисовать дома куклу-масленицу. |
Высказывается по поводу полученной информации, своего эмоционального состояния. Оценивает проделанную работу. |
Осознание ребенком, себя как участника познавательного процесса. Сформированность навыков самооценки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассказ об истории возникновения Масленицы.
История Масленицы берёт начало в глубокой древности. Для наших предков славян, этот праздник был встречей Нового года! Приход весны знаменовал рождение новой жизни, обновление природы. И в наше время бытует пословица: «Как Новый год встретишь, так его и проведёшь», именно поэтому наши предки не скупились на щедрое застолье и весёлые гулянья. В народе Масленицу называли «честной», «широкой», «обжорной» и даже «разорительницей». А само название «Масленица» возникло уже в 16 веке, потому что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты ещё можно употреблять -вот и пекут блины масленые! Непременный атрибут Масленицы – блины. Обычай печь на Масленицу блины имеет ритуальное значение. Блин олицетворяет символ солнца. Наступает весна, дни становятся длиннее и солнце греет теплее! Давайте с вами поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»:
Солнце зазывали такими словами:
Солнышко-ведрышко
(руки вверх, пальцы растопырены)
Выгляни в окошечко!
(руки полочкой, подтянуть к подбородку)
Там малые детки
(показать рукой вниз)
Ждут твоего света
(руки вверх, пальцы растопырены)
Лепешки валяют
(имитация движений)
Тебя поджидают!
(руки вперед, «приглашают в гости»)
Целую неделю празднуют Масленицу с песнями, играми, хороводами, а самое главное – с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельной куклы-масленицы. Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками. Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках. Каждый день Масленицы имеет своё название и правила поведения:
Понедельник – «встреча»,
Вторник – «заигрыш»,
Среда – «лакомка», «разгул», «перелом»,
Четверг – «разгуляй-четверток», «широкий»,
Пятница – «тёщины вечера», «тёщины вечерки»,
Суббота – «золовкины посиделки», «проводы»,
Воскресенье – «прощёный день», «прощёное воскресенье».
Вся неделя называлась – «честная, широкая, весёлая, боярыня-масленица, госпожа масленица».
Вот такая интересная история у этого праздника!
Загадки:
Что за праздник - объеденье!
В этот день печем блины.
Их помажем мы вареньем
До чего ж они вкусны!
(Масленица)
Форму круглую имеет,
Желтый цвет ему присущ,
В Масленицу руки греет,
Очень сладок он на вкус.
(Блин) |
Что за место вы скажите,
Как назвать его, друзья?
Будто в модном магазине,
Можно все купить всегда,
Есть прилавки и витрины,
Продавцы у них стоят,
Раз в году они выходят,
Сувениры продавать.
(Ярмарка) |
Скоро Лакомка-Среда!
Не составит нам труда!
Мы традициям верны -
Едем к… (теще на блины)!
На шесте стою
Свысока гляжу
Тело, руки голова
Всё из соломы , у меня
Обрядили, принесли
С песнями меня сожгли.
(Чучело масленицы) |
Народные игры и забавы.
Игра «Вот так»
Выбирают водящего. Дети образуют круг. Водящий становится в центр. Все поют:
Как с-под наших с-под китей
Куря вывела детей,
Куря вывела детей:
Девяносто петушей
Да осемь курочек —
Белых гарабурочек.
Они не пьют, не едят,
Друг на друга глядят,
Друг на друга глядят
И все делают вот так!
После последних слов стоящий в центре круга водящий делает какое-нибудь телодвижение (приседает, подпрыгивает, наклоняется и т.п.). Остальные ребята, подражая водящему, должны проделать то же самое. И т.д.
Игра "Звонарь".
Ход игры. Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий. Он идет по кругу и приговаривает:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки приплясывают на месте. На слово"звон" водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется.
Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слово "звон" водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек.
После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные ими грающие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило - тот становится водящим.
Масленицу провожали такими словами:
Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай наша широкая!
Ты пришла с добром
С сыром, с маслом и с яйцом
С блинами, с пирогами да с оладьями
Масляная весело гуляла, песни гуляла
А теперь прощай – на тот год приезжай!