Чудинова Венера Фанзиловна

Уважаемые коллеги! Если у Вас пока не получается создать технологическую карту НОД, в помощь Вам предлагаю схему-образец.

Тема:

Ой, ты Масленица!

Автор: Чудинова В.Ф. Группа: старшая логопедическая

Технологическая карта НОД по освоению образовательной области

Познавательное развитие

Тема: Ой, ты Масленица!

Цель: Познакомить детей с историей возникновения праздника Масленица, с его традициями и обычаями.

Задачи:

Обучающие:

1.Расширять знания и интерес детей к русским народным праздникам, традициям через знакомство с праздником Масленица;

2.Формировать навык давать полные ответы на поставленный вопрос.

 Развивающие:

1.Развивать умение слушать и понимать взрослого;

2.Развивать познавательный интерес, двигательную активность, речь детей;

3.Стимулировать развитие логического мышления, памяти и внимания у детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное отношение детей к ответам своего товарища;

2. Воспитывать уважение к народным традициям, родной культуре.

Предварительная работа: Рассматривание репродукций картин Б.Кустодиева «Масленица», «Зима. Масленичное гулянье», С.Кожин «Масленица. Проводы», В.Суриков «Взятие снежного города».Просматривание дома мультика «Смешарики. Масленица»

Планируемый результат: ребенок проявляет интерес и познавательную активность к русским народным праздникам, знает  народные игры, рисунки детей кукла-масленица.

Организация пространства

Интегрируемые области

Оборудование

Ресурсы (литература)

Художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Иллюстрации картин русских живописцев, кукла-масленица, проигрыватель для прослушивания праздничного колокольного звона, образцы солнца для рефлексии

1.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры.- СПб.:Детство-пресс, 2000.

2.Интернет ресурсы.

Этапы занятия

Задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результат

I этап «Психологический настрой», 1 мин.

Создание атмосферы психологической безопасности, эмоциональной расположенности.

Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов и т.д.

Приветствуют воспитателя.

Психологическая готовность к дальнейшему занятию.

II этап «Вводно-организационный», 1 мин.

Организация образовательного пространства

Помощь в подготовке к занятию

Занимают свои места

Формальная готовность к дальнейшему занятию

III этап «Мотивационно-побудительный», 2 мин.

Формирование представлений о дальнейшей деятельности, создание мотивации для выполнения работы

Читает стихотворение:

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.

 Придает предстоящей деятельности личную значимость, задавая вопросы детям:

-Как Вы думаете, какая сегодня тема нашего занятия?

-Понравилось Вам стихотворение?

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы педагога

Дети понимают тему дальнейшего занятия, у них сформирована внутренняя мотивация для дальнейшей деятельности, сформировано собственное отношение к произведению.

IV этап «Актуализация имеющихся знаний», 4 мин.

1. Актуализация имеющихся знаний

2.Формирование навыка полных ответов на поставленный вопрос

Беседа о наблюдении, проводимом детьми:

-С каким настроением отмечали этот праздник, как веселились, развлекались?

-Что одевали  и чем угощали гостей?

-Что является символом этого праздника?

-Что тебе понравилось из увиденного?

Участвуют в беседе, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях

Дети воспроизвели информацию, необходимую для дальнейшего успешного выполнения задания, формируется умение грамотно строить речевые высказывания.

V этап «Расширение имеющихся представлений, восприятие и усвоение нового материала», 8 мин.

Систематизация имеющихся знаний о празднике Масленица.

Развитие познавательного интереса.

Рассказывает об истории возникновения Масленицы с обращением к иллюстрациям картин. Проводит пальчиковую гимнастику «Солнышко». Загадывает загадки.

Слушают, наблюдают, сравнивают, рассматривают. Проговаривают и выполняют пальчиковую гимнастику «Солнышко». Отгадывают загадки.

Участвуют в обсуждении.

 

Сформированы необходимые знания, понятия, представления. Развит познавательный интерес.

VI этап «Динамическая пауза», 6 мин.

Предупреждение утомляемости.

Познакомить  с народными играми и забавами.

Проводит подвижные игры «Вот так», «Звонарь».

Выполняют физические упражнения, соблюдают правила игры.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Знакомство и разучивание народных игр. Получение нового игрового опыта.

VII этап «Заключительный. Рефлексия», 3 мин.

Обобщение полученного ребёнком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки.

Завершение занятия стихами проводами Масленицы. Подведение итогов, индивидуально-коллективное обсуждение занятия.

Предлагает оценить эмоциональное состояние, выбрать солнце (печальное или весёлое) соответствующее их настроению. Предлагает нарисовать дома куклу-масленицу.

Высказывается по поводу полученной информации, своего эмоционального состояния. Оценивает проделанную работу.

Осознание ребенком, себя как участника познавательного процесса. Сформированность  навыков самооценки.

Рассказ об истории возникновения Масленицы.

История Масленицы берёт начало в глубокой древности. Для наших предков славян, этот праздник был встречей Нового года! Приход весны знаменовал рождение новой жизни, обновление природы. И в наше время бытует пословица: «Как Новый год встретишь, так его и проведёшь», именно поэтому наши предки не скупились на щедрое застолье и весёлые гулянья. В народе Масленицу называли «честной», «широкой», «обжорной» и даже «разорительницей». А само название «Масленица» возникло уже в 16 веке, потому что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты ещё можно употреблять -вот и пекут блины масленые! Непременный атрибут Масленицы – блины. Обычай печь на Масленицу блины имеет ритуальное значение. Блин олицетворяет символ солнца. Наступает весна, дни становятся длиннее и солнце греет теплее!  Давайте с вами поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»:
Солнце зазывали такими словами:
Солнышко-ведрышко
(руки вверх, пальцы растопырены)
Выгляни в окошечко!
(руки полочкой, подтянуть к подбородку)
Там малые детки

(показать рукой вниз)

Ждут твоего света

(руки вверх, пальцы растопырены)

Лепешки валяют

(имитация движений)

Тебя поджидают!

(руки вперед, «приглашают в гости»)

 Целую неделю празднуют Масленицу с песнями, играми, хороводами, а самое главное – с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельной куклы-масленицы. Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками. Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу,  дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках. Каждый день Масленицы имеет своё название и правила поведения:

Понедельник – «встреча»,

Вторник – «заигрыш»,

Среда – «лакомка», «разгул», «перелом»,

Четверг – «разгуляй-четверток», «широкий»,

Пятница – «тёщины вечера», «тёщины вечерки»,

Суббота – «золовкины посиделки», «проводы»,

Воскресенье – «прощёный день», «прощёное воскресенье».

Вся неделя называлась – «честная, широкая, весёлая, боярыня-масленица, госпожа масленица».

Вот такая интересная история у этого праздника!

 

Загадки:

Что за праздник - объеденье!

В этот день печем блины.

Их помажем мы вареньем

До чего ж они вкусны!

(Масленица)

Форму круглую имеет,

Желтый цвет ему присущ,

В Масленицу руки греет,

Очень сладок он на вкус.

(Блин)

Что за место вы скажите,

Как назвать его, друзья?

Будто в модном магазине,

Можно все купить всегда,

Есть прилавки и витрины,

Продавцы у них стоят,

Раз в году они выходят,

Сувениры продавать.

(Ярмарка)

Скоро Лакомка-Среда!

Не составит нам труда!

Мы традициям верны -

Едем к… (теще на блины)!

На шесте стою
Свысока гляжу
Тело, руки голова
Всё из соломы , у меня
Обрядили, принесли
С песнями меня сожгли.
(Чучело масленицы)

Народные игры и забавы.

Игра «Вот так»
Выбирают водящего. Дети образуют круг. Водящий становится в центр. Все поют:
Как с-под наших с-под китей
Куря вывела детей,
Куря вывела детей:
Девяносто петушей
Да осемь курочек —
Белых гарабурочек.
Они не пьют, не едят,
Друг на друга глядят,
Друг на друга глядят
И все делают вот так!
После последних слов стоящий в центре круга водящий делает какое-нибудь телодвижение (приседает, подпрыгивает, наклоняется и т.п.). Остальные ребята, подражая водящему, должны проделать то же самое. И т.д.

Игра "Звонарь".

Ход игры. Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий. Он идет по кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово"звон" водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется.

Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово "звон" водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек.

После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные ими грающие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило - тот становится водящим.

Масленицу провожали такими словами:

Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Ты прощай, прощай наша широкая!

Ты пришла с добром

С сыром, с маслом и с яйцом

С блинами, с пирогами да с оладьями

Масляная весело гуляла, песни гуляла

А теперь прощай – на тот год приезжай!

26 июля 2017 в 11:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.